Новая волна британского хэви-метала (NWOBHM) обрушилась на Британию в конце 70-х годов XX века. Это цунами выплеснуло на берега Англии огромное количество групп. Среди них попадались как крупные экземпляры, так и мелкая рыбешка, задохнувшаяся почти сразу после своего попадания на берег. Однако имя MYTHRA стоит в этом ряду особняком. Группа начала свою деятельность одновременно с Iron Maiden, выпустив в один год с ними свой дебютный EP и на короткое время возглавив NWOBHM. Морской бог, породивший волну хэви-металлических команд, распорядился судьбами двух групп совершенно по-разному.
На Северо-Востоке Англии есть городок Саутшилдс, в котором в середине 70-х голов уже прошлого столетия жили 4 школьных приятеля – Джон Роуч (John Roach), Морис Бэйтс (Maurice Bates), Пит Мелсом (Pete Melsom) и Кенни Эндерсон (Kenny Anderson). В тяжелые годы для хард-рока, когда панк оккупировал не только верхние строчки хит-парадов, но и мозги большинства британской молодежи, эти четверо друзей оставались преданными своим кумирам в лице Led Zeppelin, Black Sabbath и Humble Pie. Ребята, как и положено всем подросткам, ходили в школу. На одной из перемен, уставшие от постоянных приколов со стороны одноклассников-панков, они решили создать свою группу, чтобы играть музыку своей мечты - настоящий тяжелый рок. Группу было решено назвать Zarathustra (видимо, учились парни отлично или читали книги, которые читать в их возрасте не положено). Роли в новообразованном ВИА распределились следующим образом: Джон Роуч - гитара, Морис Бэйтс - вокал/ритм-гитара, Пит Мелсом - бас, Кенни Эндерсон - ударные. Произошло это событие в 1975 году. Выглядели наши герои тогда как заправские битники - аккуратные стрижечки и отутюженные костюмчки. Вряд ли в этих симпатичных мальчуганах сейчас можно признать героев хэви-металлических сражений.
Инструменты для новой группы были собраны, что называется, с бору по сосенке, а ударную установку пришлось купить в складчину аж за 40 фунтов стерлингов. С того знаменательного момента группа приступает к репетициям, исполняя каверы своих кумиров. За этим занятием прошел целый год, и ребята неожиданно для себя выросли и закончили школу. Следующие три года так же проходят в усиленных репетициях и редких концертах. Однако в 1978 году пути группы и барабанщика Кенни Эндерсона расходятся, и он покидает своих приятелей. Кенни был своим в доску парнем, но предпочитал уделять основное время не повышению своего мастерства, которого и так не было, а своей подружке (она-то, по крайней мере, у него имелась!), так что его присутствие тяготило команду. После многочисленных репетиций и прослушиваний за ударную установку было решено усадить новичка Барри Хоппера (Barry Hopper). Задумались парни и об усилении позиций вокалиста, для чего пригласили в команду Винса Хайя (Vince High), который и стал штатным певцом. Ко всему прочему было решено сменить название группы на Mythra. Так было положено начало одному из самых громких имен в движении NWOBHM. Новое название, кстати, было навеяно старым, ведь “Митра” – это имя божества в зороастрийской религии, пророком которой и был Заратустра (не силен в религиозных вопросах, поэтому Википедия вам в помощь). Как уже говорилось выше, все участники группы были фанатами настоящего британского рока. Помимо упомянутых Led Zeppelin, Black Sabbath и Humble Pie, они увлекались музыкой UFO и Thin Lizzy. Впрочем, увлечения молодых музыкантов не ограничивались одним лишь хард-роком. Винс Хай был большим любителем прогрессив/фолк-коллектива Barclay James Harvest. Трудно представить, во что бы вылилось смешение эстетики Sabbath с арт-роком, но до этого дело не дошло. Сам вокалист поспешил успокоить любителей нарождающегося металла: “Я считаю, что Barclays – прекрасная группа, но сами мы не собираемся играть подобную музыку, потому что сейчас это совсем не впечатляет. Да, у нас есть баллады, но и они выполнены в тяжелом ключе”. Все свободное время музыканты, как им и положено, проводили на репетициях, оттачивая свое мастерство. А по вечерам ребята выбирались в местные пабы, чтобы разогреть публику перед Son Of A Bitch (впоследствии – Saxon), Raven и Geordie. Спустя некоторое время Mythra стали настолько популярны, что их приглашали играть в пабах и клубах по 4-5 раз в неделю. В те дни своего материала у группы не было, поэтому приходилось исполнять песни своих кумиров – “Lights Out”, “Sabbath Bloody Sabbath”, “Killing Yourself To Live”, “Ain't Talking 'Bout Love”.
Участники Mythra водили дружбу с ребятами из еще одной местной команды - Axe. Вместе они выступали по клубам, тусовались и оттягивались. Недалек был тот час, когда Axe будет переименована в Fist и станет еще одной знаковой командой NWOBHM. Постепенно Mythra набиралась популярности, играя то здесь, то там в пределах Северо-Востока Англии. Выезжать далеко за пределы родного города группе мешало отсутствие финансов и элементарная лень. Ох, недобрую шутку она сыграет с группой впоследствии... Но обо всем по порядку. Молва о группе, исполнявшей драйвовый и мелодичный рок с неимоверной энергетикой и сценической подачей, достигла-таки других уголков Англии. И вот уже журналист газеты Sounds Джефф Бартон (Geoff Barton) пишет хвалебную статью о группе, сравнив сорокопятку Mythra с нашумевшим синглом “Gettcha Rock Off подававших большие надежды (и многократно их оправдавших) Def Leppard.
В 1979 году Джон Роуч, бывшему тогда лидеру и основному композитору группы, приходит мысль записать демо-пленку, чтобы "привлечь внимание крупных лейблов и публики, прославиться и стать богатыми и знаменитыми". Винс Хай тогда разглагольствовал перед прессой: “Мы собираемся записать в студии 10 треков, из которых 3 или 4 будут отобраны для релиза”. В итоге, кроме четырех композиций, вышедших на виниле, в студии были записаны такие вещи, как “Sacrifice”, “Tribute”, и “Whiskey Telephone”. Что случилась с этими треками – неизвестно. Джон Роуч в начале 2000-х сокрушался по поводу того, что даже у него не осталось записей тех сессий. Пленка была записана в студии Impuls, которая являлась самой обычной студией средней руки, записывавшей за небольшую мзду всех желающих - от комика Майка Хардинга (Mike Harding) до волосатых рокеров. Вывернув все карманы и разбив все копилки, музыканты с трудом наскребли необходимые для записи 200 фунтов. В эту сумму включалась и отпечатка 200 экземпляров дебютной ипишки. Дальше началось самое интересное. Разглядев в Mythra весьма потенциальных новичков, глава Guardian Records Терри Кэвано (Terry Cavaghan) предлагает группе подписать контракт. Гастрольная жизнь становится с этого момента более насыщенной, и тираж дебютного EP “Death And Destiny” исчезает в очень быстром темпе. Здесь стоит упомянуть, что Терри кэвано был типичным представителем шоу-бизнеса - хитрым, цепким и беспринципным, ставящим личную выгоду во главу угла. Поняв, что Mythra может принести небывалую прибыль, он втайне от группы выпускает в тираж еще 15 000 экземпляров “Death And Destiny”, которые разлетаются по все Англии в течение трех недель! Вспоминает Джон Роуч: "Death And Destiny” очень скоро стали № 1 в хэви-металлических чартах газеты Sounds. Чарты составлялись на основе продаж магазинов всей страны, тогда как мы не выбирались далеко за пределы Северо-Востока. Такой успех нас ошеломил. Можно было бы понять, если бы мы попали в какие-то локальные списки популярности, на такое... Кто-то срубил на этом хорошие бабки, но это были явно не мы". Такого старта не знала ни одна команда новой волны британского хэви! Даже пресловутые “The Soundhous Tapes” Iron Maiden за те же сроки были проданы тиражом всего в 5000 копий (справедливости ради стоит отметить, что на этом тираж пластинки “Железной Девы” и закончился, а допечатывать дополнительные копии Мэйдены не стали). Что ж, такое резвое начало Mythra может удивить лишь того, кто никогда не слышал “Death And Destiny”. Четыре песни, собранные на этом EP (заглавная “Death And Destiny”, “Killer”, “Overlord” и “UFO”), на мой взгляд, являются одними из лучших, которые были созданы в Британии в конце 70-х годов XX века. Такого сочетания неистовой агрессии, скоростной подачи и, вместе с тем, мелодизма добиться в своей творчестве удалось отнюдь немногим. “Death And Destiny”, который в авторитетном британском издании “Melody Maker” удостоился звания современной классики, - это манифест новой волны британского хэви, повлиявший не только на своих соотечественников, но и на многих представителей иностранной метал-сцены. Думаю, что те 12 с небольшим минут, в течение которых звучит дебют Mythra, изменили представления многих людей о том, что такое хэви-метал.
Итак, Mythra сделала весомую заявку на лидерство среди других представителей NWOBHM, осталось лишь закрепить успех. Одним из пунктов контракта с Guardian Records было условие, что Терри Кэвано подыщет для группы возможность подписаться на мэйджор-лейбл. Таким лейблом оказался Pinacle Records (вы часто встречали это название?), который передал группу своему подразделению Street Beat (а это название вам часто попадалось в списке крупнейших компаний?). Новая фирма грамзаписи выпустила еще один тираж “Death And Destiny”, чтобы удовлетворить растущий интерес публики к творчеству Mythra. Следует признать, что 1979 год стал для группы весьма важным и принес долгожданный успех у публики, хотя денег от продажи ЕР ребята практически не видели. Зато коллектив продолжал давать концерты везде, где только можно. Об одном из таких выступлений поведала читателям журналистка Энн Александер (Ann Alexander): “Выступление Mythra выделялось мощным звуком и энтузиазмом самих музыкантов, дополненным небольшим, но весьма выразительным световым шоу. Сама не помню как, но я, подобно остальным зрителям, стала размахивать головой в такт музыке. Еще долгое время после концерта у меня кружилась голова”. «Световое шоу» заключалось в использовании двух здоровенных ламп, которые в ключевой момент озаряли сцену. Никто не подумал о том, что эти громадные хреновины предназначались для промышленных нужд, так что после их включения музыканты вдруг ощутили нестерпимый жар на сцене, а зрители в первых рядах еще долго забавно размахивали руками, терли глаза и ловили «зайчиков». Гастрольная страда, меж тем, продолжалась. Панк-рок умер, едва успело остыть тело Сида Вишеза, и для металлистов наступило раздолье. Покамест команды патлатых музыкантов были способны забить помещение клубов и увеличить выручку от продажи пива, им всегда находилось местечко под солнцем. Дорожная летопись команды пополнилась множеством историй и приколов. В Бирмингеме музыканты едва смогли попасть на собственное выступление, поскольку охрана отказывалась верить им, что они и есть Mythra, а в Хартлпуле Винс Хай решил подзадорить публику и назвал слушателей “monkey hangers” («линчеватели мартышек»; Хартлпул известен благодаря одной идиотской истории – во времена Наполеона и континентальной блокады Англии жители приговорили подвернувшуюся под руку обезьяну к смерти через повешение за шпионаж в пользу Франции). По общему признанию, одним из самых лучших концертов состоялся в Ньюкасле на разогреве у Saxon. Тамошний зал “Mayfair Ballroom” считался Меккой рок-музыки в Северо-Восточной Англии, и каждый пацан с гитарой под мышкой мечтал выступить там. Бифф Байфорд и компания были столь любезны, что разрешили разогревающей команде пользоваться всем сценическим оборудованием и не возражали против пары песен на бис. Единственное, чего так и не случилось – выступления в Лондоне. У Mythra не было средств для такой поездки, ее менеджеры деньги на такое мероприятие выделять не захотели, а без «показа мод» в столице Англии достичь серьезных успехов было практически невозможно. Даже Нил Кей, заведовавший складом тяжелого металла в своем “Bandwagon”, оставался в неведении о том, какое безумие творилось на Северо-Востоке.
В феврале 1980 года происходит событие, пошатнувшее позиции Mythra - уходит Джон Роуч, основной композитор группы, решивший сосредоточиться на обучении в политехническом колледже Сандерленда. Ему на замену был приглашен Мик Ранделл (Mick Rundell), что создало множество проблем. Мик был моложе остальных участников, которые сами тогда были 20-тилетними юнцами, да к тому же он скоро пристрастился к алкоголю. Концерты с его участием становились все более невыносимыми, а в студии он терялся и не мог как следует записать свои партии. Пришлось остальным участникам идти на поклон к Джону, чтобы тот помог им с записью гитарных партий. Терри Кэвано попытался было вернуть Джона в группу обещаниями, что скоро дела пойдут в гору, что у группы намечено участие в передаче “Top Of The Pops” и выступление на престижном фестивале “The Old Greay Whistle Test”. Не учел пронырливый делец, что, невзирая на уход, Джон остался с остальными ребятами в приятельских отношениях, а те ему и рассказали, что все эти обещания - полная лажа. Так или иначе, в конце 1980 года группой были записаны четыре песни ("Warrior Of Time", "Heaven Lies Above", "At Least I Tried" и "Together Forever"), которые были выпущены в качестве демо. Попытка поработать в студии оказалась неудачной, поскольку Мик Ранделл при словах “студия” и “запись” впадал в ступор и не мог исполнять свои партии. К этому же периоду относится и выступление Mythra на “Bingley Hall Festival”. Впечатления от концерта у публики были самые разные - от "Круче некуда!" до "Что за фигня???" Подобная ситуация была для ребят в новинку - Mythra всегда славилась своими живыми шоу, на которых каждый музыкант выкладывался по полной программе. Кроме концертной деятельности команда предприняла попытку поработать в студии, однако новый состав оказался не слишком продуктивным.
В новый, 1981 год, группа входила с некоторой долей оптимизма - Street Beat продолжали выделять деньги на записи и гастроли, от Мика Ранделла удалось избавиться, заменив его на Алекса Перри (Alex Perry), намечались гастрольные выступления с Тедом Ньюджентом (Ted Nugent), Wild Horses (группа экс-гитариста Thin Lizzy Брайна Робертсона (Brian Robertson) и бывшего басиста Rainbow Джимми Бэйна (Jimmy Bain)). Однако все радужные надежды были разбиты фортуной одна за одной с издевательской легкостью. Сперва слетели гастрольные даты с Тедом Ньюджентом (его менеджмент в последний момент запросил с разогрева на 5 000 фунтов больше ранее оговоренной суммы), затем лейбл Street Beat утратил интерес к своим подопечным, а под конец еще и Терри Кэвано перестал заниматься делами группы. Терри предпочел переключиться на поп/фолк команду Splinter. В итого всего этого невообразимого кошмара группа просто утратила последние остатки бодрости духа и забила на концерты с Wild Horses, не пожелав уезжать с Северо-Востока. На карьере группы можно было ставить точку.
Музыканты разбежались кто куда. Джон Роуч впоследствии еще раз всплыл на гребень Волны вместе со своими друзьями из Fist, записав культовый альбом “Back With The Venegance”. Винс Хай решил, что с него довольно, и забросил занятия музыкой. Барри Хоппер засветился в 1984 году в группе Hellanbach, записав с ней альбом “The Big H” (1984), а затем вместе с Морисом Бэйтсом оказался в рокабилли-команде Bessie And The Zinc Buckets. Алекс Перри поиграл в целом ряде локальных команд, отойдя от тяжелой сцены. Вот как он сам прокомментировал свою дальнейшую карьеру: “Какое-то время я исполнял песни собственного сочинения и взял на себя роль вокалиста. Однако мой голос совсем не подходит для исполнения тяжелого металла, поэтому я стал сочинять более мягкие композиции. Затем мне довелось поиграть в самых разных стилях, которые хоть и были интересными, но оказались для меня “чужой чашкой чая” – можно сказать, я превратился в разностороннего музыканта. Вот, например, недавно мне довелось выступать с одной местной группой, и мне пришлось выучить 33 песни – от Heart до классики соула. Сейчас я работаю звукооператором и светотехником в местном театре. К сожалению, там все больше идут представления, балет, выступают фолковые коллективы, а не рок-группы. В настоящий момент у меня нет группы, но я стараюсь выступать при любой возможность. Надеюсь, в скором времени смогу записать несколько песен в студии моего приятеля”. Кстати, Алекс весьма философски прокомментировал распад Mythra, и на прямой вопрос о том, было ли это виной менджмента и персонально Терри Кэвано, он заметил: “Терри… Хмммм. Я бы не хотел вновь связываться с этим – что было, то прошло, и каждый из нас пошел свои путем, как мы того и хотели, уже без его участия. Мне довелось стать свидетелем множества взлетов и падений разных групп, чтобы понять одно – иногда такие вещи неизбежны. В этом бизнесе полно жадных людей, и некоторые из них – это сами музыканты, так что нельзя все списывать на ошибки менеджмента.”
Несмотря на такой печальный исход, песни Mythra продолжали жить на виниле и в сердцах благодарных слушателей. По общему признанию, Mythra оказала влияние и на раннее творчество Metallica, а Ларс Ульрих (Lars Ulrich) часто признавался, что является фанатом не только Diamond Head, но и героев этого рассказа. В 1990 году барабанщик Metallica совместно с Джеффом Бартоном надумали выпустить сборник, посвященный NWOBHM (“NWOBHM’79 Revisited”). Когда сборник вышел, у многих возник вопрос: почему же на нем нет ни одной песни Mythra? Может, музыканты заартачились и выставили Ларсу какие-то невыполнимые требования? Предоставим слово Джону Роучу: "По этому поводу с нами даже никто не связался! Если бы кто-то спросил моего согласия, то я бы однозначно согласился. Ларс сделал замечательную вещь, позволив всем узнать, какие группы повлияли на Metallica. Могу предположить, что Ларс связался с Терри Кэвано, а тот ответил отказом. Ларс думал, что права на наши песни принадлежат выпускавшей фирме. Но ведь ЕР мы записали на свои деньги, так что все права принадлежат пятерым оригинальным участникам команды. Еще замечу, что адреса и телефоны наших родителей остались точно такими же, как и во время записи “Death And Destiny”, так что нас можно было бы найти через родителей. Может в следующий раз Ларс все-таки с нами свяжется?"
Интерес к творчеству Mythra сохранился на протяжении долгих лет, и в 1998 году был выпущен LP “Death And Destiny”, в который вошли как песни с ЕР, так и демо-записи разных лет. Вот только как обычно у музыкантов забыли спросить разрешения... Тем не менее, это издание представляет собой особую ценность, и его вполне можно назвать самостоятельным релизом. Стараниями лейбла Black Steel все желающие наконец-то смогли оценить треки, записанные командой после выпуска дебютного ЕР. Во-первых, это вещи с демо 1980 года: построенная на буги-риффе “Warrior Of Time”, несколько сумбурная “Heaven Lies Above”, энергичная и припанкованная “At Least I Tried” (в буклете она ошибочно названа “At Least They Tried”) и проникновенная баллада “Together Forever” (опять-таки по неизвестным причинам значащаяся как “The Death Of A Loved One”). Далеко не все из этик композиций вызывают восторг, однако та же “Together Forever” убеждает, что потенциал группы был весьма и весьма высок. Во-вторых, на CD вошли и вещи, записанные командой в 1981 году. И опять-таки, не обошлось без путаницы. “New Life” по воле издателей стала называться “Paradise”, а вот “Vicious Bastards” повезло больше, и ее превратили в “Vicious Bastard” – настоящий прогресс!
Следует отметить, что эти вещи были сочинены композиторским тандемом Бэйтс-Хай, и в плане текстов они существенно отличались от ужастиков, выходивших из-под пера Джона Роуча. «Я увлекаюсь политикой, хотя ненавижу все эти политические партии», - вспоминает Винс Хай, основной автор текстов в последние годы существования Mythra. – «Слушая те старые записи, вы можете оценить, насколько мы были уникальны – не только в плане музыки, но и в плане текстов. Без всякого сомнения, мы были первой металлической группой, выступившей против расизма (“England”). Мы также пели о возможном уничтожении нашей планеты (“The Age Of Machine”) и о бессмысленности войны (“Vicious Bastards”). Что касается более личных вещей, то песня “Together Forever” была посвящена смерти моего дяди. Еще меня интересует то, что происходит после смерти человека (“Paradise”, она же - “New Life”) и внеземным цивилизациям (“UFO”, “Warrior Of Time”). Самое примечательное в том, что вещи, о которых я писал десятки лет назад, все еще остаются актуальными. Ненависть, жадность и насилие все еще окружают нас».
В начале XXI века музыканты собрались вновь и даже записали новый альбом “The Darkener”. Однако Mythra так и не получила контракта с лейблом, поэтому альбом распространяется силами самой группы. Послушать этот альбом мне так и не довелось, но если судить по высказываниям самих музыкантов, он явно непохож на их прежнее творчество: «Было бы неправильно снова играть в том стиле, - резюмирует Джон Роуч». – «Те времена безвозвратно прошли. Мы хотели бы создать номера, которые отразили бы наш творческий рост». «Мы не можем воспроизвести то, что мы делали 20 лет назад», - вторил гитаристу Винс Хай. – «Мне нравится бросать вызов самому себе и создавать что-то новое. Но в любом случае наши стремления будут такими же, как прежде: честность, страсть и удовольствие». Судя по всему, закончилось все это тем же самым – распадом Mythra. Сейчас Джон Роуч играет в Anthem – трибьют-команде канадским арт-рокерам Rush, причем там он числится в качестве басиста и клавишника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий