суббота, 24 сентября 2011 г.

Sacred Blade: Через тернии к звездам




Имя группы Sacred Blade, сейчас незаслуженно забытое, у современного металлиста может вызвать совершенно неправильные ассоциации с тру-металом, европауэром или, чего доброго, блэк-металом. Однако мало кто знает, что именно эти парни из Ванкувера стали одной из первых команд в стиле прогрессив-метал. Чтобы описать их музыку, основанную на смешении самых разных элементов вкупе с текстами о космических материях, канадский обозреватель Том Харрисон (Tom Harrison) использовал понятие Astral Alloy (космическая смесь). Об этих ребятах, предвосхитивших появление Dream Theater, и пойдет речь.



Хотя официальной датой рождения Sacred Blade считается 1981 год, прототип этой банды был создан гитаристом и вокалистом Джеффом Ульмером (Jeff Ulmer) еще в 1978 году, когда он учился в школе. Джефф рано начал увлекаться музыкой, так что для родителей его будущее было вполне определенным - своего ребенка они видели скрипачом, ну или на худой конец пианистом. Занятия на скрипке Джефф возненавидел всей душой, ведь в пору полового созревания, именуемую также подростковым возрастом, он увлекся роком и мечтал стать первоклассным барабанщиком. Устав от бесконечных споров, предки все же купили Ульмеру ударную установку, и целый год счастливый школьник выколачивал из пластиков на своих драмсах последний дух. Когда же спустя год грохот барабанов в квартире родителей прекратился и счастливые мама с папой уже радостно вздохнули, то их внимание привлек странный звук, исходивший из комнаты Джеффа. Да-да, парень притащил домой акустическую гитару, которую и принялся осваивать.

Стоит отметить, что уже в детстве проявился неординарный характер будущего лидера Sacred Blade. В средней школе он куда больше интересовался музыкой, электроникой и моделированием, чем уроками и спортом. С появлением первой гитары Джефф создал первую группу и принялся сочинять свои песни. В состав этого школьного ансамбля вошел приятель Ульмера Тони Мозер (Tony Moser), игравший на басу. Местом для репетиций была избрана комната Джеффа, для этих целей ставшая носить гордое название "репетиционная студия". Когда однокашники Ульмера завалились всей гурьбой к нему в дом, то они просто охренели - потолок и стены комнаты были сплошняком разрисованы космическими пейзажами и изображениями различных планет и звезд. "Я всегда интересовался космосом, начиная с тех пор, как увидел по телеку фильм Star Treck", - вспоминет Ульмер. Родители же юного дарования были куда категоричней: "Когда он начал разрисовывать стены и малевать звезды на потолке, я понял, что это ненормальный ребенок" - так отозвался об увлечении своего сына папаша Джеффа.

К своей группе Ульмер относился очень серьезно, даром что это была всего лишь кучка школьников. Уже тогда Джефф знал, какой саунд он хочет получить и стремился записывать репетиции команды, а заодно и мастерить гитары. За время обучения в школе этот американский Кулибин смастреил 7 гитар, 16-тиканальную консоль для микширования звука и кучу примочек, которые не остаются без дела и по сей день. К 1981 году состав группы наконец-то стабилизировался. В него вошли кроме Джеффа Ульмера и Тони Мозера гитарист Уилл Рэскэн (Will Rascan) и ударник Пол Дэвис (Paul Davis). Да собственно и группа сама стала называться Sacred Blade именно в этом году. До этого коллектив носил другие имена, среди которых было и Battleaxe. С вливанием свежей крови в группе начался активный процесс сочинительства. И хотя Джефф Ульмер сам прекрасно сочинял, от помощи со стороны не отказывался. Вместе с Уиллом Рэскэном он сочинил “Salem”, “Master Of The Sun” и “In The Light Of The Moon”. Ориентирами для Sacred Blade тогда служили британские команды вроде Judas Priest. Альбом "Пристов" “British Steel” оказал на обоих гитаристов Sacred Blade огромное влияние: "Мы с Уилом Рэскэном были очень впечатлены мощью сдвоенных гитарных партий Judas Priest и сочетанием жесткого гитарного саунда с интенсивным вокалом Роба Хэлфорда". Не мудрено, что первые песни группы были выдержаны именно этом ключе - жесткий и скоростной хэви с резкими гитарными соло и высоким вокалом Джеффа.


К концу 1982 года ребята дозрели до записи первого демо. Для этого они засели в студии Ocean Sound, где оперативно перенесли на пленку три песни – “Salem”, ставший впоследствии классикой группы, а также “Crystal” и “Hammerhead”. И если первая и третья песни выдавали любовь группы к динамичному хэви, то “Crystal” демонстрировала совершенно иной подход к сочинительству: грубые риффы с демоническим вокалом Ульмера чередуются в этом треке с медленными и лиричными частями. Этому приему Джефф научился у помп-рокеров Styx. Позже Джефф признавался: "Альбом Styx "Equinox" был третьим или четвертым рок-альбомом, который я услышал в своей жизни. Его звучание и аранжировки надолго засели у мня в голове. Именно этот альбом вдохновил меня на использование акустической гитары, чтобы внести в музыку разнообразие и оттенить тяжелый саунд электрогитары". Решив не откладывать дело в долгий ящик, уже в январе 1983 года Sacred Blade выпускают свое второе демо, на котором записаны эпичная композиция “The Enlightenment/Master of the Sun”, “The Alien” и “Moon”. Это был уже высший пилотаж: четко продуманная структура песен, виртуозное владение инструментами на высокой скорости, оригинальность идей и экспрессивная подача материала. Вокал Джеффа Ульмера напоминает вопль разъяренного демона, все музыканты работают слаженно как единый механизм. Демо стало приобретать популярность в андеграунде и даже попало в Европу. В соседних с Канадой Штатах группу также не оставили без внимания. Благодаря этой записи Sacred Blade были признаны лучшей новой группой на радио WMCS, вещавшим для слушателей Нью-Джерси Выпуск этого демо сразу привлек к Sacred Blade внимание рекорд-компаний. Первым оказался вездесущий босс Metal Blade Брайан Слэйгель. Его сборник “Metal Massacre”, давший путевку в жизнь многим знаменитым командам, в те времена пользовался большой популярностью. Любая группа, попавшая на этот сборник, автоматически становилась культовой в металлическом андеграунде. Героям этой статьи выпала двойная честь: во-первых, не так много канадских групп попадало на “Metal Massacre”, а во вторых песня “The Alien” открывала четвертую часть пластинки. Что ни говори, а счастье иногда улыбается тем, кто его действительно достоин. Перед выпуском “Metal Massacre IV” произошли кое-какие перемены. Вместо Тони Мозера на басу стал играть Джеймс Ченнинг (James Channing). Его боевым крещением стала перезапись партий бас-гитары в песне “The Alien”, в которую решили добавить кое-какие соло, прежде чем отправить дяде Слэйгелю. Для самой же группы открывались весьма радужные перспективы - подписание контракта с лейблом. Группа подошла к этому моменту очень серьезно, решив пригласить профессионального менеджера, дабы не опростоволоситься перед воротилами шоу-бизнеса.

Обзвонив все конторы в Ванкувере, ребята убедились, что ни одна из них не имеет никакого представления о метал-сцене. Наконец Sacred Blade решили обратиться во "вражеское" агентство Bruce Allen, под патронажем которого работали аорщики Loverboy и Брайан Адамс (Brian Adams). В агентстве наших героев приняли весьма радушно, передав дела менеджеру Брайану Бэрри (Brian Barry), сотрудничество с которым продолжалось целых 16 лет. Слово самому Брайану: "Моя карьера музыкального менеджера началась в Vancouver's Axis Entertaiment, где я вникал в дела под руководством Бэрри Самуэльса (Barry Samuels). Но настоящего менеджера из меня сделал Брюс Аллен. Его принципом был "from cellar to stellar" ("Из подвала к звездам" или по-нашему "Из грязи в князи"). Он сказал мне: "Найди молодую талантливую группу и работай с ней как проклятый, пока не добьешься успеха". Однажды в моем офисе раздался звонок. Это были ребята из Sacred Blade. разговор с ними показал, что они обладают здоровым чувством юмора и правильным взглядом на вещи. После того, как я увидел их на концерте, я понял, что они могут выстрелить. Каждое их выступление, каждый записанный трек, каждая шутка убеждали меня, что я сделал правильный выбор. Чем больше я общался с ними, тем больше узнавал глубину их таланта, их преданность музыки вкупе со здоровыми амбициями".

В конце 1984 года группа засела в студии записывать свой дебютный альбом. Весь материал был уже сочинен, оставалось только перенести его на пленку. Как раз с этим возникли некоторые трудности - Джефф Ульмер имел вполне конкретные представления о том, как должен звучать альбом и упорно гнул свою линию до тех пор, пока не добился нужного результата. Так что процесс записи растянулся аж до 1986 года. Вместе с тем группа давала концерты, разогревая Raven, Exciter, Exodus и Metallica, а вскоре доросла до статуса хэдлайнеров. Как это часто случалось в истории канадских групп, интерес к их творчеству со стороны соседних ЮЭСЭЙ был минимальным, и о группе быстрее узнавали в Европе. Дебютный альбом Sacred Blade “Of Sun + Moon” вышел изначально на французском лейбле Black Dragon Records, моментально став одним из самых продаваемых в истории лейбла.


Альбом действительно впечатляет! Начинается он с коротенькой “The Shortest Song” длиной в 4 секунды. Затем начинается интро “Ayltuthus I”, после которой из колонок вырывается “Of The Sun + Moon”. Мне она очень напомнила творения Оззи Осборна и Black Sabbath. Тем не менее, песня великолепная. В “Fieldz The Sunshrine” на фоне частых смен ритма, аккустических вкраплений (помните впечатления Джеффа от альбомов Styx?) и галопирующих риффов рассказывается о путешествии во времени. “Salem” была хорошо известна фанатам группы еще с первого демо и является самой желанной вещью на концертах - она просто сшибает с ног своей энергией и пронзительным вокалом. Далее следует тревожный инструментал “The Reign Of Night Rainz”, переходящий в эпичную “Legacy”. Продолжает взятое направление размеренная арт-роковая инструменталка “To Lunar Windz...”, за которой следует “The Enlightenment”, звучащая словно апокалиптическое пророчество. “Master Of The Sun” разворачивается перед слушателем постепенно, набирая к концу высочайшую скорость. В “The Pressing” группа снова делает реверанс в сторону Black Sabbath, а “In Light Of The Moon” оглушает слушателя грохочущим хэви. И, наконец, кульминация альбома – “Moon”, создающая мистичную и тревожную атмосферу. Авторитетнейший немецкий журнал “Rock Hard” так отозвался об этой работе: “Этот альбом не содержит никаких клише, но при этом подчиняет слушателя своей воле”. “Of The Sun + Moon”, на мой взгляд, в то время просто не имел аналогов и является одним из первых альбомов в стиле прогрессив-метал. Конечно, это не чистый прог, но все же.

Отдельно стоит сказать о текстах. В них нашло свое отражение увлечению Джеффа Ульмера космосом. Еще в 1981 году он начал писать новеллу, которая и послужила основой для лирики: "Вместо того, чтобы пересказывать новеллу в текстах, я предпочитаю более абстрактную лирику, чтобы слушатели могли интерпретировать все по-своему. Я всегда считал, что гораздо интереснее использовать воображение, чтобы понять смысл песни. А лирику я использую лишь для создания нужной атмосферы". Дотошные фанаты, желающие ознакомиться с текстами песен в буклете, столкнутся с небольшой проблемой - вместо and повсюду стоят +, а вместо s - z. Это очередная заморочка от Джеффа Ульмера: "Не помню, когда я впервые стал делать это, но это было очень давно. Должно быть, это очень затрудняет чтение текстов, особенно для тех, для кого английский не является родным языком. Думаю, это просто моя причуда. Орфография всегда у меня хромала".

Год 1987 начался с ряда концертов, после которых из группы ушел Пол Дэвис. Эму на замену был принят Тэд Завадски (Ted Zawadski). Возникла и еще одна проблема - для развития группы необходимо было заключить контракт с серьезным лейблом, ибо без финансовой поддержки существовать дальше стало невозможно. Эта миссия была возложена на менеджера Брайна Бэрри: "Выход первого LP группы в Европе был очень важен для меня. Мне очень нравилось отвечать на письма фанатов, а положительные рецензии подстегивали меня работать над продвижением группы все больше и больше. Группа давала концерты в качестве хэдлайнеров и жила в предвкушении большого успеха. Я уже предвкушал, как мы завоюем американский рынок, подписав контракт с мэйджор-лейблом. В один прекрасный момент мне позвонил глава отдела A&R компании Epic/Sony Дон Грирсон (Don Grierson) и пригласил в Нью-Йорк для переговоров. Время, что мы провели с Sacred Blade в "Большом яблоке", было одним из самых чудесных в нашей жизни, но нам с Epic не удалось договориться - мы хотели получить больше денег и поддержки, чем нам предлагали. В конце концов, я даже рад, что мы не подписали тот контракт, условия которого были просто кабальными".

Что ж, можно сколько угодно радоваться творческой свободе, но вольное плавание существенно ограничивало группу в развитии. Расстроенные до нельзя, ребята, тем не менее, вошли в студию для записи второго альбома. Работа началась в конце 1989 года и проходила весьма успешно вплоть до того момента, пока из-за технических проблем не был уничтожен весь результат упорной шестимесячной работы. От тех сессий остались только “IC Eyes” и инструментал “Cathedral Forest”. Это событие доканало музыкантов, которые просто напросто разбежались кто куда. К 1993 году в составе Sacred Blade остались только Джефф и Тэд. Они продолжали время от времени записываться в домашней студии Ульмера, зарабатывая на жизнь на "нормальньных" работах. Так, Джефф открыл свою студию графического дизайна, назвав ее Othyrworld, и ведет хозяйство на своей маленькой ферме.

В 1992 году на лейбле Reborn Classics вышел диск “Seven Moonz of Xercez”, содержащий в себе демозаписи группы в период с 1983 по 1990 годы. И все бы ничего, но вышел он без ведома самих музыкантов. Реакция Джеффа ульмера по этому поводу очень категорична: "Многие фэны просили меня выпустить наши демо, но я отложил эту затею до лучших времен. Я хочу быть уверен, что это будут релизы высокого качества. Что же касается Reborn Classics, то это не больше чем кучка воров, которые наживаются на чужом труде. Они незаконно получили материал и выпустили его, не спросив разрешения и не заплатив за право сделать это. Скорее всего, они использовали записи с кассет. Это значит, что группа не получит никаких денег, да и на оформлении буклета это сказывается отрицательно. К тому же, теперь нам будет труднее выпустить эти демо официально. Многие из тех, кто купили пиратскую версию, не станут покупать диск второй раз. Для нас это значит, что мы не сможем выпустить на CD результаты нашей работы за 15 лет".

Тем временем фанаты группы ждали новых релизов. О группе не забыли, а число ее поклонников постепенно росло. “Of The Sun + Moon” стал одним из самых желанных альбомов для ценителей американского хэви 80-х. В 1993 году Джефф Ульмер принял решение провести ремастеринг альбома и выпустить его в формате CD: "Говоря о переиздании альбома, мне важно, прежде всего, чтобы новое издание отвечало самым высоким стандартам. Именно поэтому я потратил 2 года на работу над переизданием альбома в формате CD. Я не стал что-то переделывать, стараясь перенести в цифровой формат звучание, близкое к оригиналу. Компакт-диск дает возможность услышать нюансы, ранее недоступные на винле по техническим причинам. Также я решил, что лучше продавать диск непосредственно фэнам, чем делать это через лейбл. Мне нравится, что я могу напрямую общаться с теми, кто поддерживает нас, и уделять им внимание, а не продавать альбом безликой массе. Ну и конечно так мы получим больше денег, которые можем вложить в запись нового альбома. Может, для кого-то покупка через интернет менее удобна, но зато фэны точно уверены, что их деньги идут непосредственно группе". Переиздание вышло в 1996 году и действительно проается только через интернет.


К 2003 году Джефф и Тед все же сподобились выпустить новый диск. Правда сперва они сменили название комнады на Othyrworld, а сам релиз, названный “Beyond Into The Night Of Day”, является новым лишь отчасти. Большая часть треков - это перезаписанные песни с альбома и демок Sacred Blade. И хотя группа по-прежнему проявляет активность, прежнего внимания поклонников она уже не привлекает, да и для самих музыкантов она превратилась скорее в хобби. А так хотелось бы услышать продолжение, достойное дебютного альбома!

Официальный сайт Othyrworld находится по этому адресу. Там же можно заказать альбомы Sacred Blade и Othyrworld.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий